Новости






Независимая газета

ИСКУССТВО ЭНЦИКЛОПЕДИИ
Какими должны быть универсальные издания в России

Круглый стол, прошедший в январе в издательстве "ОЛМА-Пресс", собрал специалистов в разных областях, имеющих отношение к энциклопедиям и энциклопедическим справочникам. Их объединило отношение к энциклопедии как к особому виду книгоиздательской деятельности. Мы приводим ниже самые интересные, на наш взгляд, суждения о том, каким должны стать энциклопедические издания в России.

ЧТО ТАКОЕ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ПРИНЦИПЫ "РУССИКИ"
ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
ТЯГОТЕНИЕ К ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ТЕКСТУ
ОСОБЕННОСТИ ИЛЛЮСТРИРОВАНИЯ

РЕЙТИНГИ ПРОДАЖ

ЧТО ТАКОЕ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
Роман Секачев, заведующий редакцией энциклопедий издательства "ОЛМА-Пресс":
Энциклопедия, как известно, это "круг знаний". Энциклопедии могут быть и тематические. Энциклопедии возникли на заре человечества, с изобретения письменности. Каждый раз как человечество выходило на новые этапы своего развития, так появлялись новые энциклопедии. Возьмем, например, Евклида - он собрал, все что было сделано математиками его времени, и то, что получилось, стало называться "евклидовой геометрией". Когда в V-VI веке, во время торжества христианства в Европе, возникла необходимость собрать множество христианских текстов, монахи в монастырях создавали некое подобие энциклопедий… И все же, когда мы говорим о первой энциклопедии, то имеем в виду энциклопедию Чемберса, или Чамберса, как иногда ее произносят. Кстати, одна из проблем, которая стоит перед энциклопедиями, - это проблема транскрипции. Чемберс подвел итоги промышленной революции в Англии, а это было время бурного роста естественнонаучных и социальных знаний. И он впервые применил систему связного изложения с помощью перекрестных ссылок. Свой труд, который вышел в 1728 году, он назвал "Циклопедия, или Универсальный словарь искусств и наук". Кроме системы ссылок он применил алфавитное расположение статей. Дело в том, что энциклопедии составляются либо тематически, либо алфавитно. Алфавитный принцип требует очень четкого строения энциклопедии, потому что он сам не выявляет логической связи и соподчиненности статей - оттого нужно жестко следить за полнотой и информативностью. И словник в этом смысле приобретает очень важное значение. Словник - первоначальный документ, который перечисляет все статьи, которые должны войти в энциклопедию, с указанием объема. В Большой советской энциклопедии, например, были такие критерии в словнике: все, что выше заслуженного артиста республики, - то входит в энциклопедию, остальное - нет. Или члены Союза писателей входят, а не члены - остаются за бортом. Ведущая задача энциклопедии все же в том, чтобы обобщить знания общества. Для энциклопедии очень важна адресность, то есть для кого она предназначена. Если мы определим адрес, то определим и характер изложения, и структуру, и все остальное.
Есть путь для всех, например, "Британика" и Брокгауз. Они были вызваны огромными изменениями и в социальной, и в исторической сферах. Конечно, при слове "энциклопедия" возникает сразу ассоциация со знаменитой французской энциклопедией, авторами которой были Дидро и Д"Аламбер. После выхода первого тома энциклопедии Чемберса в Англии у французов возникла идея перевести на французский язык то, что он сделал. Но в ходе работы над переводом возникла другая идея - создать собственную энциклопедию, и вот начиная с 1751 года Дидро и Д"Аламбер стали готовить свою энциклопедию, с целью, как писал Д"Аламбер, "объединить знания и изложить их в общей системе, чтобы сохранить их для современников и будущих поколений". Для основы они взяли классификацию наук на материалистической основе по принципам Бэкона, который по утверждению Энгельса, был родоначальником материалистической науки. Авторов там было 160 человек, среди которых были Монтескье, Вольтер, Гольбах, Гельвеций, Неккер… Привлекали они множество практиков, включая моряков дальнего плавания. И эта энциклопедия сыграла огромную роль. Она, как говорится, была глашатаем антифеодальных идей, глашатаем Просвещения и борьбы с католической Церковью. Причем каждое понятие, которое в нее включалось, они подвергали критике, и на основе такого подхода вырабатывалась своя трактовка. Связь Великой французской революции с этой энциклопедией стала общим местом. И, после выхода этой энциклопедии, по выражению того же Энгельса, "материализм стал мировоззрением все образованной молодежи Франции".
В России было очень много попыток создания энциклопедии - при Екатерине Второй и позже, причем большинство этих попыток прерывалось либо арестами авторов, либо такими событиями, как восстание декабристов. Екатерина Вторая купила библиотеку Дидро, которая, к несчастью, сейчас разошлась по частным собраниям. В России же произошло событие, которое по своей значимости сыграло большую роль, чем революция 1917 года, - я имею в виду отмену крепостного права. К концу века на общественную арену России вышли земцы, инженеры, студенты. Эти бородатые, молодые, энергичные, как писала Ахматова, перевернули всю Россию в течение очень короткого времени.
Идея создания энциклопедии просто висела в воздухе - идею перевода именно Брокгауза высказал Чернышевский. Тут характерно еще и высказывание Писарева о том, что популяризатор может сделать в данный момент больше, чем великий ученый и первооткрыватель. Так что универсальные энциклопедии требуются именно в момент больших социальных преобразований. Кстати, многие говорят, что большие энциклопедии есть признак нации, что нации без национальной энциклопедии не существуют.
Начался перевод Брокгауза, в осуществлении которого сыграл большую роль Илья Абрамович Ефрон, который принадлежал к лучшим представителям русского купечества (впрочем, его можно было бы назвать и промышленником), создавший издательство "Брокгауз и Ефрон".
Первые статьи были буквально переводом из немецкого Брокгауза и иногда выглядели довольно странно, но потом создатели убедились в том, что нужно все делать по-своему. Были привлечены лучшие силы - там сотрудничали Менделеев, Венгеров, Соловьев, Трубецкой… Всех и не перечислишь. Эта энциклопедия сразу же приобрела огромную популярность, и 82 тома и четыре дополнительных полутома встали на полки во многих домах. Есть знаменитая фотография Льва Толстого, у которого над камином стоят все эти 86 томов. И говорят, что к энциклопедии он обращался чуть не каждый день.

ПРИНЦИПЫ "РУССИКИ"
Владимир Бутромеев, руководитель проекта школьной энциклопедии "Руссика":
В ЧИСЛЕ принципов, которые легли в основу энциклопедии "Руссика", можно назвать три: первый принцип вытекал из общей договоренности с издательством и общей установки издателя и тех, кто собирался все это делать, - мы хотели сделать что-то лучше предшественников. Мы могли говорить о двух энциклопедиях Академии педагогических наук и энциклопедии "Аванты+". Нужно было чем-то отличиться. Нужно было либо дать большую информацию, либо дать иную структуру ее подачи, либо иначе иллюстрировать.
Второй принцип можно назвать принципом сохранения энциклопедической формы. Ведь энциклопедией называют любую книгу, даже и пушкинского "Евгения Онегина", а уж с началом перестройки на рынок - что только энциклопедией не называлось! В энциклопедии всегда должен быть алфавитный справочный аппарат, который позволяет пользоваться тематически организованной книгой для чтения именно как энциклопедией. Поэтому формой подачи материала была четко структурированная статья, разделенная на три части - шапка, где подавалось название статьи и некоторый справочный аппарат к нему; тело статьи, которое имеет некоторое развитие; и завершение в виде выводов, а также библиографического аппарата.
И третий принцип, которым мы руководствовались, это принцип интересной подачи информации. Иногда ведь информация сглаживается и урезается не только по идеологическим причинам. Ведь часто в энциклопедии не попадают сведения, являющиеся информацией, но не являются "лирикой". Например, в биографических статьях мы рассказывали историю семьи нашего персонажа - мать, отец, количество детей в семье… У Черчилля, например, мать была дочь американского миллионера. И ни в одной из энциклопедий не указан рост Александра Сергеевича Пушкина, а рост этот сыграл все-таки важную роль в его жизни, но ни одна энциклопедия ни рост, ни вес его не приводит.
Что касается первого принципа, мы в какой-то мере ориентировались на "Аванту+", хотя мы пошли дальше. И в части количества статей и количества иллюстраций.
Что касается соблюдения формы статьи - в первом томе мы вернули греческим словам исконное начертание. То есть не заменяли его латинской транскрипцией. Пытались мы соблюсти везде форму статьи, но не всегда давали выводы и библиографию.
Что касается третьего принципа, то здесь это было намного слабее - в первом томе это мы выдержали, а дальше начали от этого отходить. Но в дальнейшем эти три принципа будут развиваться.
Мы изначально планировали выпустить около двадцати томов по всем отраслям человеческого знания, но за два года мы совершили некоторый перекос в сторону истории. Многие уже воспринимают нашу энциклопедию как историческую. Сейчас мы выпустили уже том "Древний мир", "Средние века", скоро выйдет "Новое время", первая и вторая части. Еще в трех томах будет выпущена "История России". Это, может быть, и хорошо, потому что сейчас попытка народонаселения разобраться в том, откуда они и какие они, требует большего проникновения в исторический материал. Ныне у нас в работе "Растения и животные" и тома связанные с естественными науками.

ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Владислав Карев, первый заместитель главного редактора издательства "Большая Российская Энциклопедия":
СЕГОДНЯ достаточно предметный разговор в издательстве, которое берет на себя смелость заявлять, что оно - один из центров энциклопедического дела в России. И хорошо, что "одно из", потому что монополизация в этом деле чревата печальными последствиями, которые осушат зеленое и цветущее древо энциклопедистики. Во всяком случае, на рубеже веков и тысячелетий только ленивый не создает энциклопедии. Однажды у книжного лотка я пытался получить у продавца ответ на вопрос, чем отличается "Энциклопедия секса" от "Энциклопедии народного секса"… Он начал что-то говорить про сеновал…
В таком бульоне, который представляет сейчас энциклопедическое дело в России, может быть, что-то и выросло. Энциклопедия с прошлого века, даже в самых демократических странах, была делом государственным. Всякая власть, особенно в новообразующихся обществах, старалась, приходя, застолбить какую-то формообразующую систему общества, думая о флаге и гербе, всегда помнила и об энциклопедии. Даже африканские и латиноамериканские режимы не забывали это сделать. Поскольку Россия - уникальная страна, то мы здесь идем своим, непроторенным путем. Нашему современному государству, кажется, до этого дела нет. С гимном проще - гимн сочиняется и утверждается. Я не уверен, что разработка и подготовка первого тома национальной энциклопедии обойдется дороже, чем вся эта катавасия вокруг этого гимна, которая случилась. Я знаю, что один день международного кинофестиваля, который проводил сын автора гимна, как раз равен стоимости методической подготовки такого издания - а это выработка концепции, подготовка словника ну и тому подобное. Вот вам, пожалуйста, и национальные приоритеты.
Возникает вопрос о том, что такое энциклопедия? Ее функция в подведении итогов определенного периода или же она берет на себя функции такой "научной разведки"? Серьезная энциклопедия, по моему мнению, всегда и подведение итогов, и некоторая провокация - научная или политическая. Главная провокация была, конечно, совершена французскими энциклопедистами. Дай бог, чтобы таких провокаций больше не было. Мы до сих пор с удовольствием повторяем, что энциклопедия Дидро подготовила французскую революцию. Желательно все же пойти по скучному немецкому пути, и слава богу, что русские энциклопедисты именно по нему пошли, хотя в конце немного и свернули. Единственным предприятием, которое в каком-то виде повторило "подвиг" французов, было такое предприятие, организованное не кем иным, как Центральным Комитетом Коммунистической партии Советского Союза, по инициативе которого в пятидесятые-шестидесятые годы началась публикация республиканских энциклопедий. Я глубоко убежден, что подготовка и издание республиканских энциклопедий (которые вышли во всех союзных республиках, кроме одной - Российской Федерации, потому что такая попытка была названа "великодержавным шовинизмом"), так вот именно подготовка к таким изданиям, выработка и накачка кадров для этого издания в определенной степени на развитие национальных процессов и сделала из энциклопедистов будущих идеологов национальных движений.
Я могу назвать одно громкое имя - это Ландсбергис.
Я не говорю о том, хорошо это или плохо, я говорю о том, что энциклопедия - это довольно острое оружие, которое у нас в руках находится. Поэтому идеологические функции энциклопедии всегда сильны. Так получилось, что в конце прошлого века русская энциклопедистика с подачи господина Ефрона приобрела верную ориентацию. Из всего множества европейских энциклопедий они выбрали лучшую - германскую, и лучшую из германских при этом - энциклопедию Брокгауза. И надо признать, все мы, здесь сидящие, пытающиеся делать энциклопедии, недалеко ушли от старика Брокгауза. Брокгауз, как Геродот для истории, исторический образец для энциклопедистов. Попытки американцев, ставших владельцами энциклопедии "Британика", совершить революцию в энциклопедическом деле ни к чему хорошему не привела. Они запутали читателя своими пропедиями, микропедиями, макропедиями. Наверное, они шли к компьютерному режиму чтения, предвосхищая новые технологии, и пытались освоить их на бумаге. Но на бумаге это не работает. Поэтому до сих пор, я считаю, что энциклопедия Брокгауза - это лучшее, что создано. И хотя формально в Советском Союзе созданное издательство "Советская Энциклопедия" считалось преемником "Граната", преемником прав "Граната", и даже (об этом не все знают) последнее, седьмое издание "Граната" доделывало издательство "Советская Энциклопедия", все таки в "Советской Энциклопедии", особенно в первых изданиях, был дух Брокгауза.
Действительно, получается так, что Большая советская энциклопедия по информационной насыщенности остается одним из лучших изданий в мире. Любопытно то, что радиостанция "Свобода" поставила Большой энциклопедический словарь на второе место после тридцатитомной "Британики", а учитывая то, что "Британика" тоже американская, то тут можно и подумать, что там поинформативней… Но дело в том, что современное Российское государство еще не в состоянии осилить издание новой универсальной энциклопедии. Хотя переход к новому веку ставит эту задачу перед всеми энциклопедистами.
Может, вы знаете, что несколько лет назад был подписан указ президента о создании национальной энциклопедии, но это, собственно, был псевдоним. Предполагалось издать "Большую Российскую энциклопедию" в двенадцати томах, что, в принципе, можно, но речь шла о создании энциклопедии именно о России. Однако после указа ничего дальше не последовало…
Всерьез говоря, большая универсальная энциклопедия стране, конечно, нужна. И еще вот почему: несмотря на капитализацию нашей жизни энциклопедия остается тем, что вбирает в себя все потоки информационного поля и национального и общемирового. Ее можно посадить на CD, ее можно запустить в Интернет, но еще долго запах и вес книги будут внушать трепет.
Что же происходит сейчас с энциклопедиями? Это именно бульон, в который вливаются результаты деятельности как старых издательств, так и новых, частных, получастных.
Пока у нашей энциклопедистики нет, пусть это и покажется немного спорным, своего национального лица. Это не значит, что я говорю об идеологической диктатуре, но, открыв книгу, надо знать, что это российская книга. Красивые переводные книжки, полученные в результате покупки пленок, а потом насыщающиеся материалом, характерны тем, что в них ощущается английский акцент в его американском варианте. Хотите вы этого или не хотите, какого специалиста по переизданию вы ни посадите.
Вот, кстати, заместитель директора Ленинской библиотеки с гордостью показывает, что у него в кабинете стоит полный Брокгауз. Я сначала не понимал, в чем дело, но оказывается, что полный, неразорванный вариант остался именно один, на всю библиотеку. Причем стоит не у директора, а именно у зама. Брокгауз, слава богу, несколько руссифицировался, его переиздают.
Но впереди задачи другие. Вот "ОЛМА-Пресс", как и немногие другие, идут по пути издания оригинальных энциклопедий. Это касается и школьных энциклопедий. Вот издание "Аванты+", хорошее, богато иллюстрированное, это все-таки книга для чтения, а не энциклопедия.
Энциклопедия - это все-таки товарный знак. Это магическое слово.
Я знаю, что в последние несколько лет несколько изданий в Москве замахивались на создание универсальных энциклопедий. Существует, правда, тенденция к уменьшению томов - первое издание нашей энциклопедии включало в себя шестьдесят восемь томов, второе - пятьдесят (не считая дополнительных), третье - тридцать, а сейчас идет речь о двадцати четырех. Меняются кегли и емкость слов, не говоря уже о том, что мы не можем позволить себе такую адресную распущенность, как в школьных энциклопедиях. Можно сжимать и экономить материал.
Но мы потеряли за эти десять лет многих авторов, которые могут писать о новейших отраслях современных естественных и технических наук. Хотя тут опыт наших заокеанских коллег немножко успокаивает. Я смотрел недавно последнюю "Британику" и выяснил, что они за десять лет не очень-то и следили за новыми достижениями в области фундаментальных наук. Какая-то база у нас еще есть.
А вот какое издательство осмелится это новое издание затеять - вопрос. Сейчас регионы пытаются выпустить свои, региональные энциклопедии. Иногда эти издания неважные, а иногда - очень даже приличные. Вот вышла мордовская энциклопедия, очень культурно сделанная. Нужно выпускать и тематические энциклопедии - по искусству, религии, биологии… совершенно не освоенный в России пласт, который процветает в англосаксонском мире - это персонажные энциклопедии. Как раз Россия, страна с богатейшей литературой, имеет одну энциклопедию, которую можно считать таковой. Это "Лермонтовская энциклопедия". Есть довольно странная булгаковская энциклопедия, и некоторые другие, но все же это несколько не то. А ведь у наших литературоведов есть в загашниках еще много чего.
В братской Белоруссии давно создан словари Скорины, Коласа и Купалы. Но тут мы все-таки оставим некоторое географическое различие.

ТЯГОТЕНИЕ К ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ТЕКСТУ
Владимир Березин, редактор книжного обозрения "Ex libris НГ":
ЛЕКСИКОН, словарь, энциклопедия - вот то, что объединяет людей и мнения. Более того, именно лексикон определяет суть высказывания.
Иногда даже понятие "дискурс", как его определял Коке "сцепление структур значения, обладающих собственными правилами комбинации и трансформации", используется не в качестве понятия "стиль", а в качестве понятия "словарь".
Один из самых успешных романов последнего времени называется "Хазарский словарь". Он успешен не только потому, что Милорад Павич предложил новый метод чтения, не только потому, что роман набит под завязку парадоксальными метафорами и оснащен детективной интригой и мистикой. Он популярен еще и потому, что автор угадал тягу современного читателя к словарю.
Словарь суть пересказ окружающего мира, сведение беспорядка и разнообразия к алфавитному порядку. Это дайджест мира, выжимка, карта культуры. И спрос существует именно на карту, а не на территории или оригинальные творения. Точек на этой карте слишком много для того, чтобы посетить их самостоятельно, - читатель пользуется пересказом.
Словарь перерабатывает современную и прошлую культуру, потому что невозможна карта культуры в масштабе 1:1. Причем происходит процесс сращивания словаря с художественной литературой.
Справочник превращается в книгу для чтения. Термин придуман давно, но сейчас он наполнился новым содержанием. Книга для чтения делает получение справок более увлекательным. По сути, она адаптирует этот процесс к состоянию обывателя.
Есть и второе обстоятельство, которое характеризует современный словарь, - он структурирован, так же, как структурирована программа новостей, - сначала политика, затем экономика, потом fan news, затем спорт и, наконец, погода. Словарь отличается только тем, что структурирован по алфавиту, хронологически или нумерологически. Искусство стремится вослед словарю - произведения строятся в четко видном порядке.
Пример такого нумерологического структурирования - фильм "Seven", но это уже из области кинематографии. А словарь есть структурирование мира, формализация восприятия.
А именно массовая, а не элитарная культура стремится к формализации отражаемого, упрощению технологии высказывания. Энциклопедия - идеальная форма массовой книги - книги для элиты и "широкой массы", книги о частном и обо всем сразу.
Словарь, устаревшее название которого - лексикон, создает идеальный способ чтения - постоянное (и бесконечное) перечитывание во время всей жизни - жизни и человека, и книги. Это книга-спутник, равномерно читаемая книга, идеальная книга, если угодно.
Тот баланс между expected и innovated (ожидаемым и новым), который приносит успех произведениям массовой культуры, в словаре присутствует по определению.
А сама актуальная культура создает собственный лексикон. Обычные слова становятся архетипическими понятиями в разговоре о массовой культуре. Шпион совсем не то, что разведчик. Магическое сочетание "виртуальная реальность" объясняет все, и в то же время - ничего. Слово "деньги" в массовой литературе значат совсем не то, что в обыденной жизни. Они превращаются в символ, в двигатель сюжета, и вместе с тем становятся все более и более абстрактными. Круг замыкается. Надо создавать новый словарь.
Итак, лексикон или словарь есть главный образ современной массовой культуры.

ОСОБЕННОСТИ ИЛЛЮСТРИРОВАНИЯ
Александр Акимов, художник:
ЕСЛИ раньше медные штампы доминировали на 97%, то теперь особенно детские энциклопедии получили шанс быть более нарядными. Очень правильно, что в современных условиях на переплетах стала появляться информация, на переплет помещают слайды из разных разделов. Формат определяется адресностью читателя. Справочными изданиями пользуются в других условиях, нежели книгами для чтения, появляется необходимость скорости поиска нужного материала. Это деление на яркие шмуцы, буквицы, спусковые полосы, колонтитулы… Реже применяются так называемые "цветные марашки" по обрезному блоку, которые ускоряют поиск.
Алфавитная высечка по обрезу - очень интересный ход, но у нас проблемы с полиграфической базой, это возможно только на иностранной базе. В специальных справочниках очень важна иллюстративная часть - например, специальные значки или своды значков. Например, немцы для показа температур плавления в изданиях по минералогии придумали ряд таких значков, заменяющих целое слово или даже предложение, - а в результате большая экономия объема. Потом, дорогое удовольствие, но очень полезное - использование бумаги разного цвета в разных разделах. Это очень нарядно, очень интересно.
А вот макетирование у нас в России страдает повсеместно, а в энциклопедиях оно может привести просто к провалу. И все издательства мучаются, сидит огромное количество людей, забывая о такой вещи, как модульная сетка, которая разрабатывается вместе с полосой набора и зависит от размера статей, их количества и характера. Модульная сетка позволяет ускорить работу редакторов и корректоров, а также иллюстрации ставятся согласно смыслу, а не куда удобнее.
Положение несколько подпортила Госкомпечать в 1994 году, когда разработала новый ГОСТ, который был составлен без учета издательств-энциклопедистов, и четырехколонный набор, который иногда необходим, был поставлен фактически вне закона. Потому что минимальный средник равен 16 миллиметрам, а если сложить четыре колонки, три средника и поля - набор выйдет за полосу обреза.
Энциклопедические иллюстрации отличаются повышенной сложностью - ведь они являются эталоном для читателя. Это процесс, который, как правило, проходит под лупой. Старую иллюстрацию, порванную или залитую чернилами, ведь можно восстановить, если нужно.
Кроме того, в энциклопедической иллюстрации нужно сохранить документальность - исходный материал должен быть проверен научным редактором, чтобы не повторить ошибок этого исходного материала, ведь она не только дополняет содержание статьи. Иногда она частично или полностью заменяет текст. Это можно сказать о некоторых редких биологических объектах и о разрезах машин и механизмов.
Но самый лучший рисунок можно погубить плохой бумагой, которая впитывает краску, когда пурпурное становится зеленым…
Особое нужно сказать об институте подборщиков иллюстраций - это очень важное дело.

РЕЙТИНГИ ПРОДАЖ
Наталья Чупрова, старший товаровед книжного магазина "Москва":
УЧИТЫВАЯ, что наш магазин находится на Тверской, поэтому мы находимся под боком всяких властей. И вот слушая вас всех, теперь нужно рассказать, как эти титанические усилия пропадают, когда мы рассматриваем книгу, как товар.
Вот, например, расстановка книг в зале. В советские времена была такая единая книготорговая классификация, и покупатель всегда знал, где что лежит, или же мы могли ему быстро что-то подсказать. Это притом, что десять лет назад не было такого количества книг. А на сегодняшний день в нашем магазине двадцать тысяч наименований. И сейчас продажа энциклопедий у нас находится на одиннадцатом месте, не на самом последнем. Впереди детская литература, иностранные языки, зарубежная проза, экономическая литература, русская проза, детективы, юридическая литература, учебная и историческая.
Правда, скажем, детские энциклопедии попадают в раздел "детской литературы".
Вам будет смешно, когда вы услышите, что у нас входит в раздел "Энциклопедии". Вот энциклопедия грибов, фамилий, псевдонимов… А вот раздела собственно "Энциклопедии" у нас не получилось. Так что есть проблема с классификацией.
По денежному объему на первом месте "Терра" со своим восьмидесятишеститомным "Брокгаузом и Ефроном" - продается постоянно, стабильно, продавалось бы еще лучше, если бы не цена - 36,5 тыс. руб.
По количеству наименований на первом месте "АСТ" - у них самый большой ассортимент.
По количеству экземпляров лидируют "РИПОЛ-КЛАССИК", "Вече", "ОЛМА-Пресс" и "ЭКСМО-Пресс".
Хорошо продавались "Хроника человечества" издательства "Слово", Книга рекордов Гиннесса. Итак, читатели, предпочитают большую толстую книгу. "Краткий энциклопедический словарь" ("РИПОЛ-КЛАССИК"), "Российский энциклопедический словарь" ("АСТ"), "Новый энциклопедический словарь" ("РИПОЛ-КЛАССИК"), "Оксфордский энциклопедический словарь", издаваемый "ИНФРА-М".

наверх








Rambler's Top100