Статьи энциклопедии


Из Татарской энциклопедии:


ЯЗЫКОЗНАНИЕ И ЛИТЕРАТУРА

КАМАЛ (Камалетдинев) Галиасгар Галиакберович (25.12.1879, Казань - 16.6.1933, там же), драматург, публицист, театр. и обществ. деятель, Герой Труда (1924), нар. драматург ТАССР (1926). Один из основателей нац. журналистики и организаторов татар. проф. т-ра. В 1880-е гг. учился в медресе "Усмания" и "Халидия", в 1890-е гг. - "Мухаммадия", одновр. получил нач. образование в трёхклассной рус. школе. Вопреки воле отца, желавшего видеть сына муллой, К. избрал путь служения просвещению своего народа. В 1901 он организовал об-во по изданию и распространению книг "Мәгариф көтебханәсе" ("Библиотека просвещения") и до 1905 руководил им. В 1905 работал в первой татар. газ. "Казан мухбире", в 1906 - в газ. "Азат", являясь её фактическим руководителем, в том же году стал издателем и редактором этой газеты под новым назв. "Азат халык". После выхода 15 номеров за публикацию материалов рев. содержания газета была закрыта, К. оштрафован. В 1908-09 он издавал и редактировал сатирический ж. "Яшен", до 1917 работал в газ. "Йолдыз" (во время Балканской войны 1912-13 был соб. корр. в Турции), после 1917 - в газетах "Эш", "Эшче", "Кызыл Армия".
К первым лит. опытам К. относятся пьесы "Бәхетсез егет" ("Несчастный юноша", 1900; 2-й вариант 1908), "Өч бәдбәхет" ("Три злодея", 1900; другое назв. "Уйнаш" - "Распутство", 1910) и перевод пьесы "Кызганыч бала" ("Жалкое дитя", 1900) Н.Кемаля. К.-драматург выступал в общем русле худож. традиций лит-ры просветительского реализма. Лейтмотив этих произведений - критика патриархального семейного уклада татар. В последующие годы раскрылся талант К. как комедиографа. Он обогатил нац. драматургию и театр. иск-во комедиями "Беренче театр" ("Первое представление", 1908), "Бүләк өчен" ("Ради подарка", 1909), "Банкрот" (1911), "Безнең шәһәрнең серләре" ("Тайны нашего города", 1911). В них с сатирических позиций К. воссоздал картины жизни татар. об-ва нач. 20 в., затронул проблемы отцов и детей, супружеских и семейно-бытовых отношений, создал яркие образы предст. нац. купеческо-мещанской среды, воспитанных в духе патриархальной старины. Общее направление тематики творчества - распад патриархальной жизни, зарождение новых отношений, взглядов, противоречия и борьба между старым и новым. Персонажи пьес К.заняты "общественными" и "культурными" делами (Фатих, Насыр, Гариф, Карим - "Тайны нашего города"), выступают против всего нового (Хамза-бай - "Первое представление"), ставят превыше всего собств. корыстные интересы (Хамида - "Ради подарка"), нарушают элементарные правила делового партнёрства и человеческой порядочности (Сиразетдин - "Банкрот"). Почти все слои татар. гор. населения (интеллигенция, духовенство, чиновники, приказчики, слуги и т. д.) представлены в пьесе "Тайны нашего города", к-рую высоко оценил Г.Тукай. Комедии К. отличаются остротой конфликтов, динамичностью действия, насыщенностью событий, в них мастерски отображён внутр. мир героев, ярко высвечены нац. обряды, нравы, детали быта (обстановка и убранство дома, нац. кухня и др.). Автор проявил себя как мастер диалога, язык его комедий насыщен нар. юмором.
Поэтическое творчество К. отражает господствовавшие в татар. об-ве идеи и настроения в период Рев-ции 1905-07. Он пишет о нуждах нации, надеждах на получение свободы, развитие нац. просвещения, культуры и науки ("Азатлык" - "Свобода", 1905; "Өндәү" - "Воззвание", 1905; "Безнең кирәк" - "Что нам нужно", 1906; "И, мөселман, йокламагыл!" - "Эй, мусульманин, не спи!", 1906 и др.). Разнообразна тематика публицистики К.: отношение к Гос. думе и манифесту 1905 ("3 нче ноябрь манифесты ни бирә?" - "Что даёт манифест 3-го ноября?", 1906; "Дума, дума, дума", 1906; "Депутатлар озату" - "Проводы депутатов", 1907 и др.), проблемы татар. обществ. жизни ("Кем гаепле?" - "Кто виноват?", 1905; "Искелек сакчыларына ачык хат" - "Открытое письмо сторонникам старого", 1906; "Ачларга ярдәм эшләре" - "Работа в помощь голодающим", 1907; "Иван Николаевич Харитонов", 1909; "Кыз сату" - "Продажа девушки", 1912 и др.). В своих рассказах К., отрицая бессмысленное, пустое времяпрепровождение, призывал направлять свои силы на полезные об-ву и народу дела ("Сабир хәзрәт яки гыйбрәт" - "Сабир-хазрет, или Поучительный пример", 1903; "Күгәргән алтыннар" - "Потускневшее золото", 1909). К. пристально следил за развитием татар. лит-ры и т-ра, опубликовал множество лит.-критических статей и рецензий ("Татарча театр" - "Театр на татарском", 1907; "Габдулла Тукаев шигырьләре" - "Стихи Габдуллы Тукаева", 1907; "Ачлык кушты" - "Голод заставил", 1908; "Яңа әсәрләр" - "Новые произведения", 1909; "Саран" пьесасы хакында" - "О пьесе "Скупой", 1915 и др.). В годы Гражд. войны он освещал события, происходившие в стране и республике, облекая рев. содержание в традиционные поэтические формы ("Декламацияләр" - "Декламации", 1921). Творчество К. после 1917 в худож. плане значительно уступает творчеству дооктябрьского периода. В поздней драматургии пропагандируются идеи соц. переустройства об-ва. Работники сов. органов, их сторонники становятся положительными героями, противники перемен подвергаются осмеянию (комедия "Хафизәләм иркәм" - "Милая Хафиза", 1922; драма "Өч тормыш" - "Три жизни", 1930 и др.). К. - автор переводов на татар. язык мн. произведений рус. и заруб. драматургии: "Женитьба" и "Ревизор" Н.В.Гоголя, "Гроза" А.Н.Островского, "Скупой" и "Лекарь поневоле" Ж.Б.Мольера, "Индианка" Г.Хамида и др.
К. обладал самобытным талантом художника. Он автор первых илл. к произведениям Г.Тукая, сатирических рисунков на актуальные обществ. и полит. темы в журналах "Яшен" (1907-08), "Ялт-Йолт" (1908-10). Как художник-график внёс значит. вклад в развитие культуры издательского дела в Татарстане: создал новые рисунки татар. шрифтов для Казан. типографии И.Н.Харитонова, первые театральные афиши. Им выполнено худож. оформление ряда спектаклей в татар. т-ре. В 1920-е гг. К. усовершенствовал татар. каллиграфию, разработал шрифты для ж. "Чаян", газ. "Кызыл байрак".
Соч.: Әсәрләр: 3 томда. К., 1978-81.
Лит.: Гайнуллин М. Галиаскар Камал // Татарская литература XIX в. К., 1975; Ахмадуллин А. Основоположник татарской драматургии // Горизонты татарской драмы: Лит.-крит. статьи. К., 1983.

А.Г.Ахмадуллин.

наверх

Rambler's Top100